Методические ресурсы

Государственное учреждение образования

"Базовая школа №3 г.Полоцка"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Контактная информация

Адрес: г.Полоцк, ул.Клещёва, д.13
Телефон: 77-41-16,
                77-40-16 
               77-00-23
Электронная почта: polotsk3@mail.ru
 
Благотворительный счёт - BY92AKBB
3642 3230 4603 4230 0000
Код банка - BIC AKBBBY21216,
ОКПО 02150241 (подробнее)
 
Сайт зарегистрирован в РУП "БелГИЭ" №122642 от 22.12.2015г.
и в НИРУП "ИППС" №3141711177 от 07.02.2017г.

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Технология коммуникативного обучения иностранному языку

 Анискевич Е.А., учитель иностранного языка

 

Коммуникативность - основное направление современного обучения иностранным языкам. То есть основная задача - научить говорить, говорить на иностранном языке. Соответственно, если человек хочет научиться плавать, он должен плавать, если хочет петь - необходимо петь, если говорить на немецком языке – необходимо говорить (sprechen).

Поэтому ведущей технологией обучения иностранному языку является технология коммуникативного обучения. Она  позволяет ученику овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Главными участниками процесса являются учитель и ученик. Преобладающий метод–диалог + игра. Это наиболее эффективное средство развития коммуникативных способностей. Учебный процесс строится на основе коллективного взаимодействия, при котором ученики активно общаются друг с другом. Создание «пространства внутренней социализации» способствует мотивации успеха. В процессе  обучении  используются разные формы работы (парные, групповые, проектные). Реализация диалогического общения происходит в процессе предметных, ситуативных, ролевых, деловых  игр. Иностранный язык одновременно является и целью, и средством общения, а также средством приобщения к иноязычной культуре.

Цели использования технологии:

1. Научить использовать язык как инструмент межкультурного общения. 

2. Сформировать навыки спонтанной речи.

3. Обучить иноязычному общению с помощью общения.

4.Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Особый интерес для меня лично сейчас представляет так называемая театральная педагогика, которую можно отнести как игровой, так и коммуникативной технологиям. Некоторые преподаватели склоны выделять её в отдельную «театральную технологию». Именно она может сделать урок действенным, эффективным, а общение учителя и ученика живым, ибо мы учим детей общаться. Иностранный язык – это, прежде всего, средство общения. Именно театральная педагогика позволит ученику справиться со своими языковыми и психологическими барьерами, укажет путь к свободной независимой позиции своего внутреннего Я.  Учитель как режиссер дает возможность учащимся выразить себя и корректирует их действия через постановку коммуникативной задачи. Такая работа не обязательно предполагает театральные приемы, маски, роли и проч. Главное понять, что если жизнь театр, то класс - тем более. Там все, как на сцене, а это значит, что нужно создать условия для проявления таланта и самовыражения.

Элементы этой методики можно использовать на разных этапах урока.

Для введения в работу или в качестве разминки подходят следующие упражнения:

- «знакомство»:

участники становятся в круг, каждый называет своё имя тремя различными способами (интонация, выражение лица и движение)

- «приветствие»:

участники приветствуют друг друга, выполняя указания ведущего( поздоровайтесь как тинэйджеры, как реперы, робко, плечами, скажите друг другу что-нибудь приятное и т.д.)

Упражнения для закрепления лексики:

- участники с разной интонацией повторяют предложенную фразу:

a) Hör mir zu!

b) Das ist ja wunderschön!

c) Ach, lass mich doch in Ruhe!

- Мне нравится следующее упражнение на отработку активной лексики: пишем глаголы и наречия на отдельных листках бумаги, и в два столбика на доске. Затем раскладываем бумажки в две стопки - отдельно глаголы и отдельно наречия. Дети по очереди вытягивают по одной бумажке из каждой стопки и их задача - изобразить заданное действие, таким образом, как описывает его наречие. Попадаются самые разные сочетания - тут было и to fish sadly, и  to iron politely - но срабатывает прекрасно (для слабых учеников опора - написанные на доске слова, причем нужно сказать не только то, что делает одноклассник, но и как он/а это делает). Дети с удовольствием повторяют вокабуляр, при этом двигаются на уроке, что полезно для здоровья, и учатся азам театрального мастерства. 

Использование «этюдов-экспромтов» также вызывает восторг участников. Тема может быть произвольная: Семья, Школа, Профессии. Каждый из участвующих называет свой персонаж и придумывает для него фразу. На пример: Я – бабушка. Где же мои очки? и т.д.

Применение элементов театральной педагогики для развития коммуникативных навыков детей: облегчает понимание и восприятие материала детьми; дает возможность более наглядно и эмоционально преподносить новый материал, закреплять уже пройденный; сокращает время на объяснение нового материала; развивает активность и самостоятельность детей.

Использование исследовательской деятельности на уроках физики

Ивановская Т.И., учитель физики

 

На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

В новых социально - экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, оценивать свою деятельность. Принятие на себя учащимися активной роли в учебно - познавательной деятельности – залог качества образования, высокого уровня интеллектуального развития, развития их познавательных и личностных возможностей.

Как же необходимо организовать учебный процесс, чтобы сформировать творческое отношение школьников к учебной деятельности, чтобы каждый урок превращался в научное открытие, был личностно значимым? Из опыта работы хочу отметить, что многое возможно при условии, если ученик на уроке является вместе с учителем соучастником, сотворцом учебного процесса.

Поэтому главными целями в своей педагогической деятельности я считаюсоздание условий для развития у учащихся:

- познавательных интересов и умений самостоятельной познавательной деятельности;

- способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности и принятию собственных решений;

- навыков исследовательской деятельности, прогнозирования результата;

- творческих способностей;

- потребности в достижении практически значимых результатов (личностных и социальных).

- формирование у учащихся основ научных знаний по физике.

Одним из путей достижения поставленных целей является организация коллективных и индивидуально - групповых исследований на уроке.

Свою задачу вижу в том, чтобы помочь учащимся через использование исследовательской деятельности создать условия для овладения общеучебными навыками, знаниями по предмету и для формирования интереса к физике. Конечным результатом организации данной деятельности вижу повышение качества обучения по предмету физика.

Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно. Тематика и характер исследовательских работ школьников могут быть различным.

Исследовательская деятельность учащихся многогранна и, организовать её можно на любом этапе обучения физике.

Мною разработаны карточки-задания, которые позволяют организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики.

Так при изучении нового материала учащиеся решают экспериментальные задачи, такие как: «Определить выталкивающую силу, действующую на камушек в воде?» (на столах динамометры, сосуды с водой и камушки с ниткой); «Чему равна сила трения, действующая на брусок?» (динамометр, брусок с нитью); «Определить период колебания математического маятника» (на столах математические маятники разной длины).  Немаловажным является  решение  задач с практическим содержанием: «Вычислить работу тока в холодильнике за сутки (мощность определите по паспорту), «Определить стоимость электроэнергии холодильника за сутки, если по тарифу за 1 кВт/ч платим  .. руб.» и др. Считаю, что решение подобных экспериментальных задач полезно для учеников, так как известно, что от услышанного ученик запоминает лишь 20-25%, от написанного – 50-60%, а от увиденного и сделанного самим ≈90%.

С большим интересом в исследовательскую деятельность включаются учащиеся с низкой мотивацией. Для них разработаны карточка – помощник, в которой прописаны все этапы выполнения исследования.

Большую роль в повышении качества образования является домашний эксперимент. Такие эксперименты позволяют использовать приборы и приспособления, знакомые учащимся, связанные с их жизненным опытом. Эксперименты проводятся с подручными средствами, имеющимися в домашних условиях. По возможности изготовляются простейшие самодельные приборы. При проведении опыта употребляются предметы и вещества, которые есть фактически в каждом доме: посуда, банки, бутылки, вода, соль и т.д. домашние эксперименты обеспечивают возможность участия и поддержки родителей.

Пример домашнего эксперимента в 8 классе: возьмите яблоко или соленый огурец и воткните в него два проводника: один — медный провод. А другой — железный гвоздь. Принесите изготовленный таким образом источник тока в школу и, подсоединив его проводами к гальванометру, убедитесь, что источник работает. В кабинете физики накоплена различная тематика домашнего эксперимента для всех классов.

Усиление экспериментально-исследовательской составляющей образовательного процесса по физике, как показывает опыт, является важным фактором повышения учебной мотивации учащихся и качества их образования.

Применение кейс-технологии на уроках английского языка

 Мясников В.В., учитель иностранного языка

 

Родиной метода case study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий — лекций и практикумов — дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. Этот метод очень популярен на западе, но для наших учебных заведений кейс-метод является довольно новой технологией. Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай. Суть метода case-study заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.

Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Непростой момент для учителя — это оценивание, ибо требуется оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить его знания.

Ценностью для старшеклассников является сам процесс исследования кейса и поиска решения, но кроме этого, необходимость достойно показать себя в дискутировании и грамотно аргументировать свой выбор решения проблемы на английском языке, также немаловажны и требуют от учащихся особой организации в этих процессах.

Кейс-метод успешно используется на уроках английского языка, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

Приведу пример урока с использованием кейс-метода.

PAPER BAGS OR PLASTIC BAGS: WHICH ARE BEST?

Класс — 11, общеобразовательный профиль

Время занятия — 3 учебных часа

Вид кейса — практический

Тип кейса — Исследовательский кейс (Case study method)

Задание

Преподаватель английского языка определяет проблемное направление занятия “Paper or plastic bags”, обучающиеся после обсуждения самостоятельно задают проблему “Paper bags or plastic bags: which are best?”

Задание подгруппам:

1. Провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или эко пакеты в нашей жизни».

2. Составить сравнительную таблицу экологичности пакетов.

3. Провести экологический мониторинг уровня загрязненности своего микрорайона бумажными и полиэтиленовыми пакетами.

4. Исследовать особенности производства бумажного пакета и полиэтиленового пакета и их влияние на экологию.

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи о том, как провести социальный опрос, как составить сравнительную таблицу экологичности пакетов, как провести экологический мониторинг, как производятся бумажные и полиэтиленовые пакеты, и видеофильмы «Почему полиэтиленовые пакеты — это зло?» и «Бумажные, полиэтиленовые пакеты или сумки многократного использования».

Работа с кейсом

За несколько дней до урока обучающимся озвучивается тема занятия “Paper bags or plastic bags: which are best?”. Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. (Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой.) Учитывая то, что уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки работа обучающихся в группе, участие в обсуждении будут более плодотворными. Это позволит им высказывать свое мнение, дискутировать, так как они будут подготовлены в языковом плане. Также обучающиеся должны провести экологический мониторинг уровня загрязненности своего микрорайона, составить сравнительную таблицу экологичности пакетов и провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или экопакеты в нашей жизни», предложить меры по сокращению использования бумажных и полиэтиленовых пакетов, предложить экологически безвредные пакеты, обосновать свои предложения.

Содержание кейса

  1. Социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные или полиэтиленовые пакеты в нашей жизни»
  2. Сравнение экологичности пакетов
  3. — http://www.natures-gate.ru/info/ecobag.html — Сравнение экологичности пакетов
  4. Экологический мониторинг уровня загрязненности территории своего микрорайона полиэтиленовыми пакетами
  5. V. Evans, J.Vaulina. “Spotlight 8”, p.38–39

— http://www.bcise.com/Guides/Sustainable31.pdf

— статья «Что действительно лучше: бумажные или полиэтиленовые сумки». (Использовано для статей «О бумажных сумках» и «О полиэтиленовых сумках».

— http://www.youtube.com/watch?v=i20tw5Gcjfg

— видеофильм «Почему полиэтиленовые пакеты — это зло?»

— http://www.youtube.com/watch?v=BeqMd5_12wg
— видеофильм «Бумажные, полиэтиленовые или сумки многократного использования»

Применение кейс-метода требует от учителя больше времени на подготовку по созданию кейсов, но данный метод позволяет учителю (если он полностью овладеет данным методом) сформировать у обучающихся самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Когда учитель видит результаты своего труда, он получает большое удовлетворение от своей работы.

Дифференцированный подход в обучении химии и биологии

 Соколова А.А., учитель химии и биологии

 

Современная педагогическая технология предполагает признание индивидуальности учащегося, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии является организация дифференцированного обучения. Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка.

Дифференциация осуществляется постепенно в процессе урока. Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения.

В своей работе для реализации индивидуально – дифференцированного подхода (разноуровневые и индивидуальные задания) я применяю его в нескольких направлениях:

  1. При опросе и актуализации знаний.
  2. При изложении нового материала.
  3. При закреплении изученного материала.
  4. При определении домашнего задания.
  5. На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

При опросе и актуализации знаний учитываю уровень подготовленности учащихся. Как правило, слабых учеников нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно.

Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется учащимися с высоким уровнем.

Учащиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учащихся. Их ответы также отслеживаются сильными учащимися.

Учащиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).

Тема урока «Алканы» (10 класс химия)

1 уровень: Рассказать о строении алканов.

2 уровень: Записать уравнения химических свойств алканов.

3 уровень: Рассказать о механизме реакций замещения, привести примеры химических реакций.

При изложении нового материала часто работаем с материалом учебника, при этом:

Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.

Учащиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.

Учащимся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы.

Закреплениеизученного материала рассчитано на то, что:

Учащиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте.

Учащиеся со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации.

Учащиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.

Тема урока «Алкены» (10 класс химия)

1 уровень: Запишите структурную формулу бутена-1 и одного его гомолога.

2 уровень: Определите класс, к которому принадлежит пентен-1, запишите его формулу, а также формулы одного гомолога и изомера.

 3 уровень: Среди перечисленных веществ: бутан, ацетилен, бутен-2, пропен, циклопропан выберите вещества, принадлежащие к классу «Алкены» и запишите их формулы, а также формулы одного изомера и гомолога  для каждого вещества.

Для домашнего заданияупражнения подбираю также дифференцированно.

Самое простое задание – репродуктивного характера.

Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации.

Наиболее сложные – творческие задания.

Также при подготовке домашнего задания учащиеся могут использовать дополнительный материал, справочные данные, которые часто находят в Интернете. При объяснении домашнего задания ребята могут демонстрировать эти фрагменты для всего класса.

Проверочные, контрольные работы на основе индивидуально – дифференцированного подхода разрабатываю с учётом следующих способов дифференциации:

Использую задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников (5 разноуровневых заданий для контрольных и задания 3-х уровней сложности для самостоятельных).

Личностно-ориентированный подход реализуется мной на различных этапах урока с использованием индивидуальных заданий, причем приведенные задания можно использовать на разных этапах урока в зависимости от темы и структуры урока.

  1. Разгадывание ребусов на уроках биологии в 6 классе по теме «Жизнедеятельность клеток».

       Задание: разгадайте понятие, зашифрованное в ребусе, и дайте ему определение.

  1. Разгадывание ребусов на уроках химии на уроке обобщения по теме «Основные классы неорганических соединений» в 7 классе; по теме «Характеристика химического элемента по его положению в ПС» в 8 классе.

Задание 1: разгадайте понятие, зашифрованное в ребусе, и дайте ему определение.

Задание 2: разгадайте название хим. элемента, зашифрованное в ребусе, и дайте характеристику элемента по его положению в ПС.

  1. Разгадывание кроссвордов на уроках химии по темам «Периодическая система химических элементов» в 8 классе, «Углеводороды» в 9 и 10 классах; на уроках биологии по теме «Что называется природой?» в 6 классе и др.

Разгадывание ребусов и кроссвордов по теме позволяет проверить уровень изученного материала в игровой форме, позволяет учащимся работать при минимальной психологической нагрузке; на этапе актуализации знаний позволяет повысить мотивацию и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме.

  1. Прохождение лабиринтов на уроках химии по темам «Вода» в 7 классе, «Кислород» в 7 классе, «Оксиды» в 7 и 8 классах, «Основные понятия химии» в 11 классе позволяет повысить мотивацию низкомотивированных учащихся при изучении новой темы.
  2. Использование алгоэвристических программ на уроках химии по темам «Сложные эфиры» в 10 классе, «Железо» в 11 классе; опорных конспектов по темам «Алкены», «Алкины», «Насыщенные карбоновые кислоты» и др. в 10 классе для активации индивидуальной познавательной деятельности: сильные учащиеся самостоятельно изучают тему; со слабыми учащимися ведется индивидуальная работа.
  3. Использование химических тренажеров по теме «Основные классы неорганических соединений» в 7 и 8 классах.
  4. Использование интерактивных карточек на уроках биологии при изучении темы «Размножение и рост клеток». К прим.: составьте последовательность этапов деления клетки и дайте краткую характеристику каждому этапу.
  5. Отгадывание загадок на уроках биологии в 6 классе по темам «Методы изучения живой природы. Рабочие приборы биолога: лупа, микроскоп», «Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки», «Размножение и рост клеток», «Грибы» позволяет учащимся в игровой форме проверить уровень усвоения материала на этапе закрепления материала или при проверке домашнего задания.
  6. Составление шаростержневых моделей органических и неорганических соединений на уроках биологии в 9 и 10 классах позволяет закрепить знания о строении, химических свойствах и изомерии органических и неорганических соединений.
  7. Работа с динамическим пособием на уроках биологии в 6 классе при изучении тем «Клеточное строение живых организмов. Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».