2014-2017гг. Внедрение модели формирования ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы

Государственное учреждение образования

"Базовая школа №3 г.Полоцка"

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Контактная информация

Адрес: г.Полоцк, ул.Клещёва, д.13
Телефон: 77-41-16,
                77-40-16 
               77-00-23
Электронная почта: polotsk3@mail.ru
 
Благотворительный счёт - BY92AKBB
3642 3230 4603 4230 0000
Код банка - BIC AKBBBY21216,
ОКПО 02150241 (подробнее)
 
Сайт зарегистрирован в РУП "БелГИЭ" №122642 от 22.12.2015г.
и в НИРУП "ИППС" №3141711177 от 07.02.2017г.

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

В государственном учреждении образования «Средняя школа №3 г.Полоцка» в 2014-2017 годах осуществлялась реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы»

Инновационная деятельность в учреждении осуществлялась в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании; с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 №251, приказами Министра образования Республики Беларусь «Об экспериментальной и инновационной деятельности; приказами управления образования Витебского облисполкома «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в учреждениях образования Витебской области», приказами отдела образования, спорта и туризма Полоцкого райисполкома.

В целях реализации инновационного проекта была создана творческая группа, в состав которой вошли:

 

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

  1.  

Широкова Н.В.

директор школы

  1.  

Карпенко Л.В.

заместитель директора по УР

  1.  

Лисович В.Н.

заместитель директора по ВР

  1.  

Маслова С.А.

учитель специального класса для детей с интеллектуальной недостаточностью

  1.  

Бурко Н.Е.

учитель белорусского языка и литературы

  1.  

Лазаревич О.В.

учитель начальных классов

  1.  

Богданова Н.В.

учитель начальных классов

  1.  

Богомолова Н.Г.

воспитатель

  1.  

Есюченко В.В.

учитель истории

 

Для обеспечения инновационной деятельности в учреждении образования ежегодно разрабатывалась программно-планирующая документация:

1. Календарный план инновационной деятельности по реализации проекта на учебный год.

3. План психолого-педагогического сопровождения проекта на учебный год.

4. План работы творческой группы учителей, участников инновационного проекта.

5. Планы работы членов инновационной группы по индивидуальным темам исследований.

5. Педагогические дневники учителей – членов инновационной группы по индивидуальным темам исследований.

Разработаны функциональные обязанности всех участников инновационной деятельности. Организовано психологическое и методическое сопровождение инновационной деятельности, участниками проекта оформлены педагогические дневники, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов.

Главным условием эффективной реализации проекта является наличие системы эффективной управленческой деятельности при осуществлении инновационного проекта.

         Управленческий цикл по реализации утверждённого приказом Министерства образования проекта включал в себя несколько этапов. В рамках организации административного сопровождения инновационного проекта была разработана циклограмма управленческой деятельности.

         В целях создания эффективных условий для реализации инновационного проекта было организовано научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение. Проводимая методическая работа организовывалась как система различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено тесное сотрудничество на договорной основе между учреждением образования и консультантом проекта - методистом Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви Павловой М.В.

         В течение трех лет члены инновационной группы активно повышали свой профессиональный уровень, принимая участие в областных и региональных семинарах, курсах повышения квалификации.

В рамках реализации инновационного проекта педагогическим коллективом:

- изучено нормативное правовое обеспечение, учебно-методическая литература по духовно-нравственному воспитанию участников образовательного процесса, формированию ценностно-смысловых компетенций;

-составлены календарные планы инновационной деятельности;

-организовано психологическое сопровождение инновационной деятельности;

-велись педагогические дневники;

-разработана критериальная база оценки деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, основанная на количественных и качественных показателях;

-подготовлены материалы по итогам работы над личными творческими темами участников творческой группы;

 -осуществлялось сотрудничество с социумом учреждения.

Выполнение плана реализации инновационного проекта было организовано по основным направлениям:

  • работа с учащимися;
  • работа с родителями;
  • работа с партнёрской сетью;
  • работа в социуме.

Инновационная деятельность была направлена на организацию целостного пространства духовно-нравственного развития учащихся, которое было интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их родителей. В результате в инновационный процесс были включены не только участники проекта, но все педагоги школы, учащиеся и их законные представители.

         Ключевыми направлениями деятельности, взаимосвязанными с другими разделами годового плана воспитательной работы в учреждении образования являлись:

- интеграция вопросов православия в содержание учебных предметов;

- проведение факультативных занятий;

- организация исследовательской деятельности православной тематики;

 - участие в паломническом движении;

- разработка маршрутов экскурсий по святым местам Витебской области;

- планирование внеклассной работы по предметам, воспитательной работы с учетом православного календаря;

- организация тематических выставок творческих работ учащихся, педагогов и родителей;

- организация тематических выставок книг по православному краеведению;

- работа школьной библиотеки по православному просвещению.

         Реализация воспитательной составляющей проекта была основана на организации целенаправленного и плодотворного взаимодействия школы с Белорусской Православной Церковью. Проводились встречи педагогов, учащихся, родителей с духовенством.

         Результативность деятельности по реализации инновационного проекта оценивалась по критериям, определенным в качестве ключевых при планировании работы. За 2014-2017 годы достигнуты следующие результаты:

- созданы необходимые условия для организации работы по формированию у субъектов образовательного пространства школы и социума ценностно-смысловых компетенций;

- разработан и успешно реализован механизм интеграции вопросов православного образования в содержание уроков практически всего программного цикла

- создана информационно-методическая база литературой духовно-нравственной направленности;

- организованы мероприятия по информированию и популяризации духовно-нравственного воспитания и краеведения, по формированию ценностно-смысловых компетенций у педагогов, учащихся и родителей;

- активизирована экскурсионная деятельность паломнического характера с педагогами, учащимися и их родителями как по г. Полоцку, так и за его пределы;

- налажены партнёрские связи с организациями, занимающимися вопросами духовно-нравственного воспитания;

- выявлена удовлетворённость большинства педагогов школы инновационными процессами, высокий уровень удовлетворённости учащихся школы организацией  инновационной деятельности и результатами образовательного процесса.

- увеличилось количество учащихся, педагогов, родителей, представителей социума, принимающих участие в духовно-просветительской работе;

- повышен уровень развития творческих качеств учащихся, уровень самостоятельности и ответственности в решении образовательных и других задач, уровень владения учащимися понятийно-категориальным аппаратом ;

- изданы сборники материалов из опыта работы учреждения.

Кроме этого оформлены циклы методических материалов участниками инновационной группы.

Важным результатом реализации проекта являлось формирование и пропагада опыта работы педагогов и учреждения образования в целом. Знания педагогов по внедерению инноваций в образовательный процесс распространялись через участие в семинарах, конференциях, публикации в средствах массовой информации:

2014-2015

Широкова Н.В. «Формирование духовно-патриотического самосознания школьников средствами православного краеведения» - выступление на XIII Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях «Духовно-нравственная основа патриотического воспитания»,

БуркоН.Е. «Святло ігуменні Еўфрасінні Полацкай» - выступление на XIII Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях «Духовно-нравственная основа патриотического воспитания»,

Карпенко Л.В. «Организация методического сопровождения инновационной деятельности» - выступление на районном методическом объединении заместителей директоров по учебной работе «Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности учреждения образования»,

Богомолова Н.Г. «Достучаться до сердец»- участие в республиканском конкурсе «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания»,

Широкова Н.В. «Формирование духовно-патриотического самосознания школьников средствами православного краеведения» - статья в журнале «Выхаваннеі дадатковая адукацыя» 2015, №3,

Маслова С.А. «Организация опыта нравственного поведения у школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе ценностно-ориентированной деятельности» - мастер-класс для учителей – дефектологов Полоцкого района,

творческая группа педагогов - участие в областном конкурсе «Православное краеведение» (по итогам конкурса – диплом 2 степени),

творческая группа педагогов – участие в международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива 2014-2015»,

- творческая группа педагогов – проект «Міласэрнасць» - участие в международном конкурсе проектных предложений.

2015/2016

Широкова Н.В - «Воспитание духовно-богатого поколения: истоки и современность»выступление на Рождественских образовательных чтениях «Традиция и новации: культура, общество, личность» (ноябрь 2015, г.п.Ушачи),

Лазаревич О.В. – выступление «Развитие духовного мира младших школьников средствами мирового искусства, художественной и православной литературы» на XIV Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях «Духовно-нравственное воспитание учащихся и православная педагогика: опыт работы и перспективы» (октябрь2015,  г. Полоцк),

         Широкова Н.В. «Воспитание духовно-богатого поколения: истоки и современность»- выступление на Первых Белорусских Рождественских чтениях «Духовное наследие Святого князя Владимира в перспективе развития Беларуси» (декабрь 2015,  г.Минск),

         Богомолова Н.Г. – «Библиотека как центр духовно-нравственного просвещения и воспитания» - выступление на Богородично–Рождественских образовательных чтениях (декабрь 2015, г.Витебск),

Лазаревич О.В. «Развитие духовного мира младших школьников средствами мирового искусства, художественной и православной литературы» - выступление на Богородично–Рождественских образовательных чтениях (декабрь 2015, г.Витебск),

Есюченко В.В. «Роль православного краеведения в духовно-нравственном воспитании» - выступление на Богородично–Рождественских образовательных чтениях (декабрь 2015, г.Витебск),

Есюченко В.В.- выступление «Дорогами православия» (из опыта совместной работы учителя истории и библиотекаря школы)  - выступлениена семинаре «История Православия родного края: опыт и методика изучения» (март 2016,  г.Минск),

Богомолова Н.Г выступление на районном методическом объединении классных руководителей (апрель 2015, г. Полоцк),

         Широкова Н.В.– «Использование историко-культурного наследия региона в реализации инновационных проектов воспитательной направленности» выступление на областном методическом совете заведующих учебно-методическими кабинетами районных (городских) отделов образования, спорта и туризма (апрель 2016, г.Полоцк),

Богомолова Н.Г. – «Формирование духовной культуры школьников средствами школьной библиотеки» выступление на конференции “Духовное возрождение общества и православная книга”, которая проводится по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в рамках ХXII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, включенных в Комплексный план мероприятий Белорусской Православной Церкви и Министерства образования Республики Беларусь в рамках Года культуры (май 2016).

В журнале «Народня асвета» №8,2016 представлен опыт учреждения в рубрике «Школы Беларуси»:

Широкова Н.В., Карпенко Л.В., Богомолова Н.Г., Пятница О.В. «На пути к реализации идей устойчивого развития»,

Есюченко В.В. «Стать достойным наследником лучших традиций своего народа»,

Бурко Н.Е. «Аповесць “Знак бяды”: урокі духоўнасці і маралі”,

Карпенко Л.В. “Воспитание гражданина-патриота: исследовательская деятельность в рамках учебных предметов”,

Булаткина Л.Н. “Духовно-нравственное воспитание: внеклассная работа в начальной школе”,

Соколова А.А. “Формирование нравственной личности: воспитательный потенциал уроков химии”.

2016-2017

         Широкова Н.В. –подготовила материалы из опыта работы по духовно-нравственному воспитаниюучащихся на просветительский форум «Святая Евфросинья – созвучие прошлого и настоящего» в рамках международного просветительского проекта «Святая Евфросинья – просветительнца Руси» (8 сентября 2016,г.Смоленск),

Богданова Н.В. «Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников» - выступление наXV Свято-Евфросиниевские педагогические чтения «Культура семьи, православные традиции» (ноябрь, г. Полоцк),

Плиговка Т.П. - открытое мероприятие на базе школы в рамках XV Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях «Культура семьи, православные традиции» Духовная гостинная “Семья это то, что с тобой всегда” (ноябрь, г. Полоцк),

Богомолова Н.Г., Маслова С.А. «Формирование ценностно-смысловых компетенций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью посредством специально организованной практико-ориентированной деятельности» на районном и областном этапах республиканскогоконкурса «Современные технологии в специальном образовании» отмечены дипломами 1 степени (октябрь, ноябрь 2016),

Широкова Н.В., Карпенко Л.В. «Семья – это то, что с тобою всегда» (сборник методических материалов из опыта работы учреждения по воспитанию культуры семейных отношений на основе духовно-нравственных ценностей) на областной конкурсе методических материалов по воспитанию культуры семейных отношений отмечены дипломами отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии (ноябрь 2016) (приложение 17),

Богомолова Н.Г. –книжная выставка «Живое слово мудрости духовной»на районном конкурсе на лучшую книжную выставку «Духовность. Нравственность. Личность» отмечена дипломом 3 степени (январь 2017) (приложение 16),

В рамках ХV Свято-Евфросиниевских педагогических чтений - участие в выставках декоративно-прикладного искусства и методических материалов по духовно-нравственному воспитанию «Духовности Полоцкой свет» (ноябрь 2016),

Богомолова Н.Г. опыт работы по духовно-нравственному воспитанию школьников в рамках группы продленного дня представлен на заседании районного МО воспитателей (апрель 2017, г.Полоцк),

Богомолова Н.Г. «Духовное краеведение в контексте формирования национального сознания учащихся, воспитания патриотизма и гражданственности » - выступление на районном МО библиотекарей (апрель 2017, г.Полоцк),

Богомолова Н.Г., Есюченко В.В. «Духовное краеведение в контексте формирования национального сознания учащихся, воспитания патриотизма и гражданственности» - работа отмечена дипломом 1 степени в областном этапе III республиканского конкурса "Библиотека-центр духовного просвещения" (май 2017, г.Витебск).

Исходя из критериев и показателей результативности инновационного проекта, можно сделать вывод о том, что духовно- нравственное воспитание оказывает неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения, ориентируя их на положительный пример православных традиций белорусского народа.

Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный проект является актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для других социально-культурных институтов и учреждений общего среднего образования.