Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

2017-2020. Внедрение модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме

Общие данные о проекте «Внедрение модели организации учебной деятельности

учащихся с различными образовательными потребностями

в коммуникативной коллективно-распределённой форме

База инновационной деятельности: государственное учреждение образования «Базовая школа №3г.Полоцка».

Тема проекта: «Внедрение модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме».

Сроки реализации инновационного проекта август 2017—июнь 2020

Руководитель инновационного проекта Буяльский Станислав Олегович, директор государственного учреждения образования «Базовая школа № 3 г. Полоцка».

Консультант инновационного проекта: Шакура Светлана Дмитриевна, начальник отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования».

Состав участников: администрация, педагоги, педагог-психолог, учащиеся II, VII и VIII классов.

 

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Функции в проекте

Буяльский С.О.

директор

управление инновационным проектом

Карпенко Л.В.

заместитель директора по учебной работе

учебно-методическое обеспечение, организация образовательного процесса

Курьянова Т.И.

учитель начальных классов

непосредственное руководство деятельностью учащихся в учебной работе

Бурко Н.Е.

учитель белорусского языка и литературы

Паращенко И.Ф.

учитель математики

Тихоненко С.А. 

педагог-психолог

психолого-педагогическое сопровождение

 

         

В 2017-2020 годах осуществлялась целенаправленная работа в государственном учреждении образования «Базовая школа № 3 г. Полоцка» с учащимися с различными образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства обеспечивается через продолжение деятельности в рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме».

Цель инновационного проекта: развитие учебно-познавательной активности и формирование готовности к социализации учащихся с различными образовательными потребностями посредством организации учебной деятельности в коммуникативной коллективно-распределённой форме.

Задачи:

  1. Разработать и реализовать управленческие механизмы внедрения модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями.
  2. Выявить образовательные потребности и потенциальные способности учащихся и организовать учебную деятельность в коммуникативной коллективно-распределённой форме.
  3. Создать банк дифференцированных дидактических материалов, обеспечивающих усвоение предметных знаний учащимися с различными образовательными потребностями и потенциальными способностями.
  4. Повысить профессиональную компетентность педагогов посредством организации постоянно действующего семинара, исследовательской деятельности в рамках инновационного проекта, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.
  5. Сформировать, оценить, обобщить инновационный опыт работы и подготовить методические рекомендации по распространению данной модели в массовой образовательной практике.

Инновационная деятельность в учреждении осуществлялась в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании; Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 №251, приказом Министра образования Республики Беларусь 30.07.2019 №617 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году» и на основании приказа директора от 31.08.2019 № 241 «Об организации инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году».

В целях реализации инновационного проекта создана творческая группа. 

Разработаны функциональные обязанности всех участников инновационной деятельности. Организовано психологическое и методическое сопровождение инновационной деятельности, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов. Сформирована локальная нормативная база, регламентирующая инновационную деятельность в учреждении образования.

Главным условием реализации проекта является наличие системы эффективной управленческой деятельности при осуществлении инновационного проекта.

Системный подход высветил стратегические направления развития учреждения, которые формируют новую модель управления образовательным процессом. Ее основа состоит в открытой позиции всех участников творческого процесса, в необходимости и желании работать единой командой.

Эффективное управление, организованное на основе сложившегося в учреждении демократичного стиля с учетом выше описанных нововведений, способствовало повышению творческой активности, поддержанию благоприятного психологического климата внутри коллектива.

Системный подход к организации управленческой деятельности позволил включить педагогов в инновационную деятельность, сформировать готовность к осуществлению коллективного педагогического исследования, управленческое мышление каждого участника ИД через укрепление горизонтальных структурных связей и создать команду единомышленников, в результате чего наметилась тенденция перехода учреждения образования  в режим развития.

         В целях создания эффективных условий для реализации инновационного проекта было организовано научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение. Проводимая методическая работа организовывалась как система различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска.

Методическое обеспечение предусматривает два содержательных компонента: научно-методическое обеспечение и организационно-методическое обеспечение. Научно-методическое обеспечение осуществлялось консультантами проекта.

Непосредственно в учреждении методическое сопровождение осуществляется заместителем директора по учебной работе Карпенко Л.В.

         С целью повышения компетентности педагогов были проведены обучающие и корректирующие мероприятия, такие как:

- инструктивно-методические совещания «Ведение документации членами творческой группы»,

- инструктивно-методические совещания с учителями по определению тематики педагогических исследований;

- круглый стол «Особенности образовательного процесса в условиях инновации»,

- семинар-практикум «Организация образовательного процесса на основе модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределенной форме»,

- индивидуальные консультации для педагогов,

- методическая лаборатория «Подготовка дифференцированных дидактических материалов по учебному предмету и создание банка дифференцированных дидактических материалов», «Разработка индивидуальных планов для учащихся».

В ходе проведения инструктивно-методических совещаний были изучены нормативная правовая база, регламентирующая инновационную деятельность, требования к ведению дневников, требования к предоставлению информации о результатах деятельности в рамках инновационной деятельности.

Организация в течение года работы постоянно действующего семинара «Организация учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме» позволила проводить анализ и корректировку процесса инновационной деятельности.

         Члены инновационной группы посетили семинары, проведенные на базе государственного учреждения дополнительного образования «Витебский областной институт развития образования», ГУО «Академия последипломного образования:

2017/2018:

- республиканский семинар-практикум «Формирование индивидуальной учебной деятельности учащихся в коммуникативной коллективно-распределённой форме» (Карпенко Л.В., март 2017),

- семинар-практикум «Внедрение модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме» (Карпенко Л.В., сентябрь 2017),

- «Организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме деятельности» (Курьянова Т.А., апрель 2018).

Члены инновационной группы стали участниками вебинара «Особенности подготовки к заявительной кампании по организации инновационной и экспериментальной деятельности в учреждениях образования», организованного Минским областным институтом развития образования.

2018/2019:

 - семинар «Эффективные методы решения задач повышенного уровня при подготовке учащихся к олимпиаде по математике» (Паращенко И.Ф., октябрь 2018 г),

- семинар «Метапредметная компетентность: сущность, содержание, критерии сформированности» (Карпенко Л.В., февраль 2019 г.).

Администрация приняла участие в вебинаре «Ресурсы управления учреждением образования в современных условиях» для руководителей учреждений образования (Широкова Н.В., Карпенко Л.В., апрель 2019 г.).

2019/2020:

- семинар-практикум «Презентация эффективного опыта реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями» (Бурко Н.Е., Карпенко Л.В., февраль 2020 г.),

-семинар «Общие подходы к подготовке материалов по результатам реализации инновационного проекта в учреждении образования» (Карпенко Л.В., март 2020),

Проведенные мероприятия в рамках инновационной деятельности помогли повысить уровень профессиональной компетентности педагогов: педагоги умеют проектировать и проводить учебные занятия в коммуникативной коллективно-распределенной форме. Успешная реализация инновационного проекта позволила педагогам приобрести опыт педагогической деятельности с учащимися с различными образовательными потребностями, повысить уровень аналитической и исследовательской культуры.

  Одним из значимых факторов эффективности инновационной деятельности является активная деятельность педагога-психолога. В связи с этим разработана программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленная на отслеживание процессов развития воспитанников, отслеживание результатов инновационной деятельности, отслеживание эмоционального состояния педагогов.

Согласно плану психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом в течение учебного года проводилась работа по направлениям:

психологическая диагностика, психологическая поддержка участников эксперимента, консультативная работа.

Рефлексивная деятельность педагогов организована через ведение дневников инновационной деятельности, обсуждение результатов инновационной деятельности, составление отчета по итогам инновационной деятельности.

            В рамках реализации инновационного проекта педагогическим коллективом:

- изучено нормативное правовое обеспечение, учебно-методическая литература;

- составлены календарные планы инновационной деятельности;

- организовано психологическое сопровождение инновационной деятельности;

- ведутся педагогические дневники;

- разработана критериальная база оценки деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, основанная на количественных и качественных показателях;

- подготовлены материалы по итогам работы над личными творческими темами;

- подготовлены индивидуальные образовательные программы для групп учащихся с низким уровнем обучаемости и групп учащихся с высоким уровнем обучаемости по белорусскому языку (VII, VIII класс), по математике (VI класс) и литературному чтению (IV класс);

- создан банк дифференцированных учебно-методических и дидактических материалов для обеспечения освоения предметных знаний учащимися с учётом их обученности и обучаемости:подготовлено 15 комплектов дифференцированных заданий для работы в группах в VII классе и 20 комплектов для учащихся- VIII класса по белорусскому языку (учитель белорусского языка и литературы Бурко Н.Е.);разработаны дифференцированные материалы по математике для работы в группах и тестово-диагностический материал по 7 темам учебной программы для VI класса и дифференцированные материалы по 16 темам для учащихся VII класса (учитель математики Паращенко И.Ф.); оформлен сборник дифференцированных заданий по русскому языку для II класса по 14 темам учебной программы (учитель начальных классов Курьянова Т.А.).

Важным результатом реализации проекта является формирование и пропаганда опыта работы педагогов и учреждения образования в целом. Знания педагогов по внедрению инноваций в образовательный процесс распространялись через участие в семинарах, конференциях, выступлениях на педагогических советах.

Результаты инновационной деятельности отслеживались в динамике и соотносились с целью инновационного проекта.

Результативность инновационной деятельности определялась в следующих направлениях: учебно-познавательная активность, учебные достижения учащихся по учебным предметам, готовность к социализации, психофизиологическое здоровье учащихся, повышение профессиональных компетенций педагогов, удовлетворение образовательных потребностей учащихся.

Уровень учебно-познавательной активности учащихся определялся методом наблюдения и анализа мотивации, самостоятельности и усидчивости учащихся, их стремления к умственному напряжению и обсуждению вопросов познавательного характера, эмоционального отношения к процессу и результату познания.

Готовность учащихся к социализации изучалась в следующих направлениях: коммуникативные навыки, усвоение социальных ролей,психологическая готовность к решению поставленных задач, мотивация деятельности и поведения.

Отслеживались следующие критерии психофизического здоровья учащихся: уровень тревожности, стрессоустойчивость, агрессивность, самооценка, концентрация внимания, уровень работоспособности учащихся, уровень психологической комфортности учащихся.

Таким образом, в результате инновационной деятельности выявлены учащиеся с различными образовательными потребностями, разработан управленческий механизм внедрения модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями, определены общие требования по разработке индивидуальных образовательных планов для учащихся с различными образовательными потребностями, в ряде классов организована учебная деятельность учащихся в коммуникативной коллективно-распределенной форме с учетом их психофизических особенностей и образовательных потребностей, разработаны индивидуальные образовательные программы, создан банк дифференцированных дидактических материалов.

Благодаря работе инновационной группы в учреждении образования созданы условия для развития учебно-познавательной активности и формирования готовности к социализации учащихся с различными образовательными потребностями. Организация учебной деятельности в коммуникативной коллективно-распределённой форме обеспечила повышение учебно-познавательной активности, готовности к социализации учащихся.

По итогам работы над проектом выявлена положительная результативность инновационной деятельности: повысились учебные достижения учащихся по учебным предметам, улучшилось психофизическое здоровье учащихся. Ведется работа по повышению профессиональных компетенций педагогов. Наметилась положительная тенденция в удовлетворении образовательных потребностей учащихся.

Разделы сайта